как пишется слово щенок

Как правильно писать слово «щенок»?

Написание буквы е   в слове щенок   и однокоренных словах проверим по орфографическому словарю. В слове щенок  является безударным гласный в корне слове:

Чтобы проверить написание безударного гласного в корне существительного щенок. изменим его форму и подберем родственные слова с целью, чтобы сомнительный гласный стал ударным :

Не нашлось ни одного однокоренного слова или формы существительного щенок. в которой бы стал ударным первый слог.

Следовательно, о написании буквы е в корне существительного щенок и однокоренных словах справимся в орфографическом словаре и запомним  его.

Подробнее

§ 19. Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё. а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ёту -ём, -ёте. напр. лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на -ёвывать и отглагольных существительных на -ёвывание. напр. размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на -ёванный. напр. размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на -ёвка. напр. ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных -ёр. напр. дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ённ- и -ён-. напр. напряжённый (и напряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр. напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных ( зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), -чёл ( прочёл, учёл и др. ср. прочла. учла ), шёл и приставочных ( пришёл, ушёл и др. ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о. ожог, поджог, пережог (см. § 18. п. 5).

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е. Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

жёваный (жевать),

жёлоб (желоба, желобок, желобчатый),

жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток),

жёлудь (желудей, желудок 'маленький желудь', желудёвый),

жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, жёлчный; желчевой, желчевик),

Подробнее

§ 18. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий -о. напр. плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

-ок. напр. кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

-онок и -чонок. напр. медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок; -оныш: ужоныш;

-онк(а) и -онк(и). напр. книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки;

-овк(а) (в отыменных производных словах), напр. чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка;

-об(а). чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба. где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё ;

-отк(а). трещотка;

- овщин(а). поножовщина.

3. В суффиксе имен прилагательных -ое-. напр. ежовый, парчовый, грошовый, холщовый. а также в существительных на -овка, -овник, производных от прилагательных с суффиксом -ов- (-ев-). грушовка и грушовник (ср. грушевый), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый), гужовка (гужевой), пуншовка (пуншевый), клещовка 'цапля с клещеобразным клювом' (клещевой), драчовка (драчовый. от драч 'род рубанка'), плащовка (плащевой), речовка (речевой), борщовник (борщовый), ужовник (ужовый). Так же пишется слово крыжовник. где суффикс в современном языке не выделяется.

Примечание 1. Отыменные существительные на –овка типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка (см. § 19. п. 3).

Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + -ов ( -ёв ) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср. например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

4. В суффиксе прилагательных и наречий -охоньк-. напр. свежохонький, хорошохонько .

Подробнее

Слово Собака, значение, определение, ударение, смысл.

соб’ака, -и, ж.1. Домашнее животное сем. псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая с. Охотничья с. Сторожевая с. С

ми не сыщешь кого-н. (трудно найти кого-н.; разг.). Собаке собачья смерть (посл. о том, кто, прожив недостойную жизнь, не заслужил достойного конца; прост.). С. на сене (о том, кто, имея что-н. не пользуется этим сам и не даёт пользоваться другим; разг. неодобр.). Как собаке пятая нога нужен кто-н. (нужно что-н.) (совершенно не нужен, не нужно; прост. неодобр.). Собака лает, ветер носит (посл. пусть говорят, бранят, не нужно обращать внимания).2. перен. О злом, грубом человеке (разг.).3. на что, в чём и с неопред. Знаток, ловкий в каком-н. деле человек (прост.). Он у нас плясать с. Хорошо поет, с. заслушаешься.4. В нек-рых сочетаниях: название хищных млекопитающих сем. псовых. Енотовидная с. Дикая с. динго.• Вот где

зарыта! вот в чём суть дела, в чём причина.Как собак нерезаных кого (разг. неодобр.) очень много кого-н.Всех собак вешать на кого (разг. неодобр.) неосновательно возводить обвинения на кого-н.Как

устал (голоден, замёрз, зол и о других неприятных состояниях, ситуациях) (прост.) очень сильно. Продрог, есть хочу как

. Надоел ты мне как

(прост. неодобр.) никто.Каждая или любая

(прост. неодобр.) о людях: любой, каждый.Собаку съел на чём и в чём (разг.) приобрёл большой навык в чём-н. знания.У попа была

(разг. шутл. и неодобр.) о бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков (первонач. начало шуточной присказки, построенной на повторении одного и того же).уменьш. собачка, -и, ж. (к 1 знач.).унич. собачонка, -и, ж. (к 1 знач.).прил. собачий, -ья, -ье (к 1, 2 и 4 знач.). Гонки на собачьих упряжках. Собачья преданность, привязанность, покорность (также перен.). С. нюх (также перен. об обострённом чутье).

Подробнее

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буквы Щ, щ"

Цели и задачи урока.

Обучающая:

- обучать письму строчной и заглавной буквы Щ, слогов и слов с этой буквой;

- учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами, с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;

- учить языковому анализу: определять “опасные” для письма места в словах.

Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость;

- расширять словарный запас.

- воспитывать культуру общения;

- формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

Тип урока. изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: прописи, карточка буквы Щ, звуковые карточки, таблица: жи – ши, ча – ща, чу – щу; таблица: ЧК, ЧК, НЧ, НЩ.

4. Первичное закрепление материала. 5 мин

Ход урока.

1.Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне и своим друзьям.

2. Проверка знаний учащихся при подготовке к новой теме.

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске – тема: карточка с буквой Щ.

Сегодня на уроке чтения мы познакомились с новым звуком и буквой.

Дайте характеристику этого звука и буквы.

Характеристика звука [щ’]: глухой, мягкий, у него нет твердой звонкой пары; шипящий. Покажите карточку, которая обозначает этот звук.

Найти место в алфавите буквы “ща”.

На уроке письма мы научимся писать эту букву, слоги и слова с ней.

Сейчас мы будем работать в прописях на странице 22.

3. Этап усвоения новых знаний.

Показ печатного и письменного образца заглавной и строчной букв Щ, их сравнение.

Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?

Какие элементы буквы вам знакомы. У каких букв они встречались?

Запишите буквы на последней строке, кроме новой буквы.

Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.

Обратите внимание на параллельность наклонных линий, правильное написание малой опущенной петли. Запись буквы в воздухе.

Обведите букву по образцу в тетради: начинаем с точки и ведем по стрелочке.

Подробнее